Возрастные особенности

Младенческий возраст (0-1 год)

Психологический климат в семье – своеобразная питательная сфера для ребенка. Ребенок как прибор, настроенный в резонанс с психическим состоянием матери. Поэтому важно понять, что наш ребенок настолько здоров, насколько мы думаем о нем как о здоровом. Его способности и возможности в большой мере зависят от того, верим мы в эти его способности или нет. Эта вера, подкрепленная разумом и знанием, становится реальностью.

Основное, что нужно младенцу от Вас мама и папа, - это Ваша безусловная любовь. Необходимо осознать, что страх и беспокойство за ребенка – не признак любви к нему. Это признак вашего  неразумного эгоизма. Любовь побуждает давать ребенку то, что ему необходимо. Необходимы ли ему наши страхи? Любовь заставляет преодолевать собственные слабости и недостатки ради другого. Любви нужно учиться, и лучшие учителя – наши дети.

На возрастном этапе младенчества основная задача родителей создать базовое ДОВЕРИЕ.

Базовое доверие создается мамой. Все проблемы младенческого возраста – это проблемы мамы.

Доверие – это уверенность ребенка в том, что рядом мама, его объект привязанности, что мама слышит, распознает и реагирует на его сигналы. В фигуре мамы для ребенка – мир в целом, дитя доверяет маме, значит, оно дальше будет доверять другим людям. Доверие ребенка – это основа позитивной самооценки,  развития чувства «Я» (Я в этой семье нужен. Я – ценен).

Малыш, осознав свою ценность, формирует появление ЭГО-качества надежды (с мамой у меня получилось, значит, получится и с папой, и с другими).

Полюс базового доверия – недоверие, которое возникает как следствие нарушения процесса привязанности (мама не реагирует, не чувствует дитя). Отсюда такие черты характера, как подозрительность, паранойя и др.

 

Ранний возраст или игровой (от 1  до  3-х лет)

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка,  но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Многообразие игровых форм снабжает ребенка информацией о его физическом «Я» (Я – могу, Я – ловкий) – это усиливает автономию и относительную независимость.

Автономия – это способность к независимым формам поведения, исключающим присутствие  взрослых, плюс способность самому достигать определенных результатов.

При освоении автономии дети имеют два варианта реакции взрослых:

1) поощрение; 2) запрет.

Здесь очень важны родительские поддержка и понимание (у тебя в следующий раз все получится), но не осуждение и запрет. При запрете ребенок теряет интерес к спонтанным играм, к себе, к освоению мира, он становится неуверенным. В этот  период у детей выражена имитация, подражание своим родителям. Порой они буквально копируют пап и мам, и все, что дитя в 2-4 года, - это зеркальное отображение родителей. Следовательно, проблемы ребенка – это проблемы родителей.

 

Дошкольный возраст  (от 3 до 6-7 лет)

В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно. В развитии игры выделяются две основные фазы, или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения. Сюжет и содержание воплощаются в роли. Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного возраста по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами - к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами и скрытыми за ними ролями. У старших дошкольников ролевая игра смыкается с играми по правилам (И. Ю. Кулагина, 2002).

В играх с правилами роль отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил; обычно здесь появляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш (подвижные или спортивные игры). Если в 3-4 года ребенок может посвятить игре 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет игра может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд. В игре создается простор для импровизации, формируются творческое воображение и произвольная память.

Восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. В связи с появлением и развитием апперцепции (влияние на восприятие собственного опыта) восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдения, рассматривания, поиск. У дошкольников восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении.

Основная линия развития мышления - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце,  периода - к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное. Лучший способ добиться правильного решения - так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. В этом возрасте начинается развитие морали, т.е. внутренний мир включаются воображение, моральные суждения, самокритика, сопереживание.